Как сделать класс для детей с особенностями?

Наверное каждый из родителей детей с РАС мечтает о том, чтобы его ребенок учился в обычной школе среди сверстников. Но на пути к этому возникает такое количество сложностей что иногда начинает казаться, что это почти невозможно. По крайней мере так было с нами и многими нашими знакомыми, родителями детей с «особенностями».

При этом сейчас все чаще и чаще в ленте новостей появляется информация о том, что в российских школах организуются классы, в которых обучаются дети с РАС.

Нам повезло стать участниками создания нескольких таких классов и нам хотелось бы сделать несколько на наш взгляд важных замечаний по этому поводу.

Общими словами о вариантах образования детей с особыми потребностями:

  1. Эксклюзия – ребенок выключен из общества и занимается на дому;
  2. Сегрегация – обучение проходит в коллективе детей с похожими особенностями в специальных школах или детских садах;
  3. Интеграция – это отдельная зона/класс в обычной школе, где общение детей ограничено и происходит, как правило, за пределами образовательного процесса при одновременном практически постоянном контроле со стороны сопровождающего ребенка взрослого;
  4. Инклюзия – ученик с особенностями постепенно вливается в окружающее его сообщество одноклассников и педагогов благодаря правильно построенной организации учебной среды.

Мы сейчас будем говорить об инклюзии, потому что, несмотря на многие сложности, связанные с текущим состоянием нашей системы образования, недостаточности финансирования школ, и, самое важное, некоторой «незрелости» нашего общества в отношении людей с особыми потребностями, этот вариант выглядит наиболее эффективным.

На наш взгляд задача инклюзии в том, чтобы через какое-то время, проведенное в классе, человек стал полноценным членом коллектива, способным самостоятельно в той или иной мере строить взаимоотношения с одноклассниками и эффективно обучаться.

Самое главное в создании такой среды – ПЕДАГОГИ, именно от их опыта и навыков, готовности гибко подходить к решению тех или иных задач, связанных со взаимодействием коллектива и ученика с особенностями, зависит эффективность ресурсной зоны.

Главная задача – создать условия для учителей, их помощников и учеников такого пространства, которое позволит максимально облегчить эту работу. Делаться это должно в рамках многостороннего диалога, в котором, помимо администрации школы должны принимать участие педагоги, которые будут заниматься с детьми, родители и специалисты, уже имеющие опыт работы в ресурсном классе.  

 

Итак, как можно оборудовать пространство ресурсной зоны или класса?

Строгого правила не существует, отталкиваться прежде всего нужно от возможностей помещения. Оно, как правило разделяется на несколько зон, каждая из которых оснащается своим комплектом оборудования. Что именно стоит иметь в классе определяется индивидуально и зависит от размеров комнаты, количества и особенностей учеников, наличия дополнительных преподавателей и многих других факторов.

 

Зачастую разделение на зоны происходит следующим образом:

  1. Зона занятий;
  2. Зона сенсорной разгрузки;
  3. Рабочая зона учителя.

Некоторые из этих зон могут быть объединены. В отдельных случаях возможно даже отказаться от тех или иных зон, но для обеспечения максимальной эффективности предпочтителен именно этот стандарт.

 

Зона занятий

 

В этой зоне размещаются специальные парты, позволяющие работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители.

Один из ресурсных классов, в создании парт для которого мы приняли участие, запросил в качестве дополнения приставную тумбу, которая могла бы быть хранилищем индивидуального оборудования ученика, визуальных материалов, пособий и личных вещей. Кроме того, было бы целесообразно иметь в классе некую «картотеку» средств альтернативной коммуникации.

Некоторые дети не могут работать за партой и в этой связи интересным альтернативным вариантом могут стать конторки, позволяющие ученикам работать стоя, или подушки со столешницей, дающие возможность работать сидя с размещением «стола» на коленях.

 

Зона сенсорной разгрузки

 

Поскольку каждый ученик должен иметь возможность снять усталость от занятия, непрерывного нахождения за партой или тревожность, то без сенсорной зоны не обойтись. Она может быть использована в качестве поощрения за выполненное задание или как дополнительная мотивация для учебы на усмотрение педагога. Это могут быть батуты, гамаки, сухие бассейны, сенсорные туннели, сенсорные чулки и т.п.

 

Рабочая зона учителя

 

Эта зона наполняется оборудованием, исходя из потребностей педагога и администрации школы. Это, как правило, оргтехника, соответствующая мебель, приспособления для самостоятельного изготовления учебных материалов и т.п.

 

Теперь о том, что должно быть в распоряжении педагога и учеников

 

Специальная литература

К сожалению в настоящий момент в распоряжении учителей ресурсных классов значительно меньше нужных книг по сравнению с англоязычной аудиторией, но радует то, что их ассортимент, несмотря ни на что, постоянно растет.

Кроме того многие книги, незаслуженно заброшенные на полки, могут быть полезны при обучении детей с особенностями. Это виммельбухи, социальные истории и т.п.

 

Учебное и игровое оборудование

Это то, что будет применяться непосредственно на занятии, дидактические материалы, паззлы, игры на развитие моторики, музыкальные игрушки, логические игрушки, сюжетные игры и многое другое.

Интерактивное оборудование, несмотря на его относительную дороговизну, позволяет значительно расширить возможности по обучению ребенка, особенно при правильном использовании соответствующего программного обеспечения.

 

Комплект визуальных материалов и средств альтернативной коммуникации

Здесь нужно отталкиваться от индивидуальных особенностей школьника, каждому требуется свой набор, а кому-то он вообще не нужен. Но иметь в арсенале хотя бы минимальный комплект такого оборудования на наш взгляд необходимо.

Кроме того, для каждого класса было бы предпочтительно разработать индивидуальный набор средств альтернативной коммуникации, касающихся исключительно данного класса (фото учителя, одноклассников, школы, школьного двора и т.п.) Это позволило бы значительно упростить работу ученикам, имеющим коммуникативные сложности.

 

Примеры оборудования, перечисленного в этой статье, мы не публикуем. Каждый может легко найти это в сети интернет или, если возникнет необходимость, то запросить у нас. Мы всегда готовы помочь и настроены на диалог!