Автор оригинальной статьи на английском языке Айлин Лэмб, женщина с синдромом Аспергера и мать троих детей, у двух из которых аутизм.
Аутизм и стрижка: как мы сделали процесс менее травматичным для нашего сына с тяжёлым аутизмом
Анализ задач по стрижке с помощью ABA-терапии
В помощи Чарли со стрижкой решающую роль сыграл прикладной анализ поведения (ABA). ABA-терапия сыграла большую роль в обучении Чарли таким необходимым навыкам, как коммуникация и безопасность. Чтобы помочь ему со стрижкой, мы применили пошаговый подход, разбив процесс стрижки на управляемые этапы. Каждый шаг отрабатывался поодиночке, пока Чарли не начинал чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы перейти к следующему этапу.
Шаги, которые мы выполняли:
1) Сесть в кресло возле парикмахерских инструментов (ножницы, машинки для стрижки волос, фен)
2) Услышать фразу «пора стричься», видя рядом с собой парикмахерские инструменты
3) Надеть парикмахерскую накидку
4) Разрешить другому человеку расчесать себе волосы
5) Оставаться спокойным, увидев ножницы рядом со своими волосами
6) Вытерпеть звук машинки, включённой рядом со своими волосами
7) Вытерпеть прикосновение машинки и/или ножниц к своей коже
8) Вытерпеть звук фена и его обдувание
Внедрение позитивного подкрепления:
Поначалу Чарли не мог вытерпеть первый шаг — просто сидеть рядом с парикмахерскими инструментами. Мы продолжали пытаться каждый день в течение коротких периодов времени, стараясь не перегружать его, пока он полностью не освоится. И так с каждым шагом. Позитивное подкрепление здесь играет ключевую роль: хвалите ребёнка, когда у него получается. Я не жалею наград. Чарли любит угощения, так что для него они работают, но для вашего ребёнка позитивное подкрепление может быть совсем другим.
Наблюдать за прогрессом Чарли — например, за тем, как он без крика позволил своему тераписту причесать себя — было очень трогательно. Сначала я сомневалась, что такое вообще станет возможным. Терпение и разбивка процесса на достижимые этапы были ключевыми факторами нашего успеха. Помните, что каждый ребёнок с аутизмом уникален, и вы, как родитель, знаете своего ребёнка лучше всех.
Как я помогла своему сыну с аутизмом 1 уровня преодолеть страх стрижки
Опыт Джуда значительно отличается от опыта Чарли. В отличие от своего невербального брата, Джуд ОЧЕНЬ вербален, что позволило нам выявить и решить конкретные его проблемы, связанные со стрижкой. После того, как мы задали ему правильные вопросы, Джуд смог сформулировать свои трудности, связанные с аутизмом и стрижкой волос:
1) Страх пораниться
2) Отрицательный сенсорный опыт прикосновения к волосам
3) Зуд, вызванный падением волос на кожу
4) Ощущение, будто парикмахерская накидка тебя душит
5) Тревожные чувства, связанные с шумом и ощущением машинки для стрижки волос
6) Общее беспокойство, связанное со всем опытом стрижки
Стратегии, которые мы реализовали:
1) Система наград: мы позволили Джуду выбрать награду после стрижки, например, игрушку или лакомство. Это мотивировало его в процессе.
2) Кисточка для макияжа: чтобы убрать зуд, мы дали Джуду кисточку для макияжа, чтобы смахивать волосы с тела, уменьшая дискомфорт и сенсорное раздражение.
3) Выбор парикмахерской накидки: чтобы предотвратить ощущение удушения, мы купили накидку, которая не полностью закрывала его шею, облегчая его дискомфорт.
4) Использование только ножниц: поскольку шум машинки раздражал Джуда, мы сначала стригли его ножницами, чтобы избежать любого сенсорного дискомфорта.
5) Разрешение на перерывы и отвлекания: мы разрешили Джуду делать столько перерывов во время стрижки, сколько необходимо, и также смотреть телевизор, чтобы отвлечься от любого беспокойства или дискомфорта.
Примечание: Стрижка редко занимала меньше 3 часов… Сначала мы стриглись дома, чтобы постепенно увеличить его уверенность в себе, прежде чем подумали о переходе в профессиональный парикмахерский салон. У любого парикмахера сегодня достаточно терпения и понимания, чтобы помочь аутичным детям в процессе стрижки.
Мой любимый совет:
Если ребёнок вербальный, то подумайте о том, чтобы после удачной стрижки он записал видео для будущего себя. Показывайте ему видео перед каждой стрижкой, чтобы напомнить ему о предыдущих достижениях и убедить, что всё будет не так сложно, как казалось. У меня есть видео, на котором Джуд говорит: «Я только что подстригся и это было не так уж и плохо». Я показываю ему это видео перед каждой стрижкой, чтобы напомнить, что он уже проходил через неё раньше, и она никогда не бывает настолько плохой, как он ожидает.
Дополнительные советы и ресурсы, которые могут помочь при аутизме и стрижках
Хотя они не сработали для нас, несколько инструментов и стратегий оказались успешными для других аутичных детей, например:
1) Прозрачные парикмахерские накидки, которые позволят ребёнку использовать планшет
2) Тихие ножницы для уменьшения шума и дискомфорта
3) Сенсорно-дружественные часы в парикмахерских
4) Социальные истории и книги, в которых подробно рассказывается о том, как подстричься
То, что работает для одного аутичного ребёнка, может не сработать для другого, но я надеюсь, что вы найдёте в этой статье стратегию или совет, которые помогут вашему ребёнку не чувствовать себя таким встревоженным во время стрижки.