Приучение особого ребенка (аутичные черты, аутизм, СДВГ, ЗПР, умственная отсталость, органика) к туалету.
Важные навыки.
Для успешного и быстрого приучения у ребенка должны быть сформированы предпосылки к пользованию горшком или унитазом, а именно:
Умение стянуть и натянуть штанишки.
Понимание команды «сходи на горшок», «пописай».
Осознание ощущения мокрого.
У моего сына эти предпосылки появились в возрасте 4 лет. Им способствовали массажи, метод Томатис*, в том числе томатис с тазовым датчиком, занятия на крупную моторику, спорткомплекс дома и на улице, беговел и самокат. Был и остеопат, но проблем в тазу он не увидел. Наверное, есть варианты физиотерапии области таза, но мы такого не практиковали. Мощное средство приучения – ABA терапия, которую я использовала при приучении. Мне очень помогли в центре abaconsultmoscow Натальи Щербаковой, BCBA.
Это не значит, что нужно ждать появления всех этих навыков. Вы можете формировать эти навыки параллельно приучению. Кроме того, часть детей с РАС осваивает туалет в те же сроки, что и нейротипичные дети. По опыту моего ребенка и встреченных в реабилитационных центрах невербальных детей с РАС, средний возраст приучения «по-большому» - 4,5 года.
Горшки и памперсы.
Выбираем и размещаем в квартире горшки. Горшки размещаются в доступе в комнатах, где ребенок проводит время.
Ребенок дома ходит без памперсов, а в общественных местах и, по желанию, на ночь, носит их по-прежнему.
Награды.
Поощрения за сделанное «дело». Это должны быть самое сильные поощрения. Для нас это были шоколадные яйца с сюрпризами: киндер сюрпризы и аналоги, также я сама делала яйца с сюрпризами. У каждого аутенка поощрение будет свое.
Формирование навыка: интервалы и подкрепления.
Выбираем интервал посещения горшка в зависимости от физиологии ребенка, как часто он писает. Например, это будет 1 раз в час. Если у вас случилось подряд несколько холостых посещений горшка, уменьшайте интервал до 15 минут, чтобы не упустить возможность успешного посещения!
Собственно закрепление. В соответствии с интервалом направляете ребенка посидеть несколько минут на горшке. Лучше, если он начнет это делать по вашей словесной команде, например, «иди пописай». Ребенок должен пойти, снять штаны, сесть. Через несколько минут вы ему говорите «вставай», он надевает штаны. Если он ничего не сделал - говорите спокойно "в другой раз" или "не пописал". Если пока команду не понимает, подсказывайте физически, подталкивайте к горшку, пальцем показывайте. Если не снимает штаны, начинайте снимать его руками, пусть заканчивает. Если получилось сходить на горшок - бурно хвалите и даете самое любимое поощрение.
Промахи.
Если малыш описался, то трогаете его руками штаны, говорите, описался, мокро, надо переодеваться. Пусть по максимуму переодевается сам, это метод естественных последствий. Естественно, никакого осуждения и негативного акцентирования быть не должно.
Наблюдайте за ребенком, поведение перед отправлением начнет меняться, если за попу держится, за трусы – командуйте «на горшок».
Желаю всем успешного покорения горшка!
* Томатис – мощное средство, имеющее противопоказания. Посоветуйтесь с психиатром или неврологом, показана ли Вам стимуляция и о лекарственном «прикрытии».
Перепечатка данной статьи с согласия автора и активной ссылкой на данную страницу. Вопросы, предложения на zhanna@autismstore.ru